Понедельник 5 июня 2023

Проблема подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе очень актуальна. Помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сложных задач в системе образования, к повышению своего педагогического мастерства призвана специально организованная методическая работа.

Методическая работа – в дошкольном отделении – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя и коллектива в целом.

Основными критериями эффективности методической работы , кроме результативных показателей (уровня педагогического мастерства, активности воспитателей и др.), являются характеристики самого методического процесса:

1. Системность – соответствие целей и задач содержанию и формам методической работы.

Цель:

– повышение педагогического мастерства каждого воспитателя и педагогического коллектива в целом;
– формирование индивидуальных методических систем отдельных воспитателей;
– освоение новых педагогических технологий и др.

Задачи – это подцели, способствующие реализации целей. Так, для повышения педагогического мастерства воспитателей необходимо решить следующие задачи:

а) выявить исходный уровень педагогического мастерства каждого воспитателя, т. е. уровень его знаний, педагогических способностей и умений;
б) выработать у воспитателей потребность в саморазвитии, самообразовании, самовоспитании;
в) развить гуманистическую направленность личности каждого воспитателя;
г) развить педагогическую технику, т. е. организаторские, коммуникативные и другие умения.

Содержание методической работы в дошкольном отделении определяется поставленными целями и задачами с учетом результатов воспитательно-образовательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации воспитателей, зрелости и сплоченности педагогического коллектива.
В содержание методической работы включаются следующие направления: воспитательное, дидактическое, психологическое, физиологическое, техническое, самообразовательное и др.

Так, воспитательное направление предусматривает повышение квалификации воспитателей по вопросам теории и методики воспитания дошкольников в условиях личностного подхода и гуманизации воспитательного процесса.

Дидактическое направление методической работы включает обновление знаний воспитателей по наиболее актуальным проблемам повышения эффективности обучения детей.

Психологическое направление обеспечивает повышение квалификации воспитателей в области общей, возрастной и педагогической психологии.

Сложность и многообразие целей и задач методической работы требуют разнообразия методических форм работы с кадрами и их оптимального сочетания между собой.

В последние годы ведутся активные поиски новых, нетрадиционных форм методической работы . Однако следует отметить, что никакие формы работы сами по себе, безотносительно к содержанию повышения квалификации педагога, не могут гарантировать творческого подхода. Нет и не может быть деления форм на новые и старые, современные и несовременные, так как каждая из них отвечает определенному содержанию. Любая традиционная форма может быть активной, если построена грамотно по содержанию и методам и реализует такие важные функции, как информационную, ориентирующую и развивающую.
На основании опытной работы нами были выделены специальные ситуации методического развития воспитателей.

Ситуации методической работы

Виды ситуации -> Их методические функции

1. «Выражение собственного мнения» -> Осмысление передового опыта и выработка педагогической позиции;
2. «Профессиональный диалог» -> Усвоение различных вариантов опыта;
3. «Выбор приоритетов» -> Изменение ценностных ориентаций и целевых установок в профессиональной деятельности;
4. «Отказ от стереотипов» -> Критическая переоценка собственного опыта.

2. Дифференциация – второй критерий эффективности методической работы – как раз предполагает больший удельный вес в системе методической работы индивидуальных и групповых занятий с воспитателями, исходя из уровня их профессионализма, готовности к саморазвитию и др. показателей. Выделяют три уровня педагогического мастерства:

– низкий (интуитивный);

– средний (поисковый);

– высокий (мастерский).

В нашем отделении нет двух одинаково подготовленных в теоретическом и методическом отношении воспитателей, даже среди тех, кто проработал много лет.
В соответствии с уровнем педагогического мастерства для каждого воспитателя необходимо разработать индивидуальные варианты методической работы.
Так, методическая работа с воспитателями низкого уровня ориентируется на выработку положительного отношения к педагогической деятельности, овладение теоретическими знаниями.

Цели методической работы с воспитателями среднего уровня – формирование ориентации на общение, диалог, овладение педагогической техникой (системой умений), осознание собственной индивидуальности.

Методическая работа с воспитателями высокого уровня предполагает стимулирование ценностной ориентации на творчество в их педагогической деятельности, на создание индивидуальной методической системы. При этом ставка делается на самообразование и самоанализ собственных достижений, инициативу в апробации новых вариантов обучения и воспитания дошкольников.

3. Последовательность – показатель эффективности методической работы.

Процесс методической работы в дошкольном отделении включает в себя определенные последовательные этапы:

1-й этап – теоретический – осознание идеи, осмысление передовых систем;
2-й этап – методический – показ лучших образцов: передового опыта; построение замысла индивидуальной методической системы;
3-й этап – практический – самостоятельная разработка и апробация воспитателями новых технологий обучения и воспитания;
4-й этап – аналитический – выявление результативности работы , а также анализ наиболее типичных затруднений и способов их устранения.

Методические формы повышения квалификации воспитателей

Индивидуальные:

– Индивидуальное шефство;
– Наставничество;
– Консультации старшего воспитателя, психолога;
– Самообразование (самовоспитание);
– Моделирование индивидуальных вариантов методической работы для каждого воспитателя.

Групповые:

– Проблемные консультации;
– Творческие микрогруппы;
– Тематические семинары;
– Психологический тренинг;
– Школа педагогического мастерства;
– Организационно-деятельностные ролевые игры;
– АКС (анализ конкретных ситуаций);
– Взаимное посещение занятий.

Фронтальные:

– Педсовет;
– Методический совет;
– Психолого-педагогические семинары;
– «Круглый стол»;
– «Час защиты позиций»;
– КМН (конкурс методических находок).

Шаблоны Joomla 3 бесплатно